В память об освобождении Москвы установлен день празднования Казанской иконы Божией Матери — 4 ноября.
Согласно церковному календарю, празднование в честь Казанской иконы совершается также 21 июля — в память чудесного обретения иконы в Казани в 1579 году.
В 1579 году большая часть Казани, незадолго до того взятой войсками Ивана Грозного, была уничтожена пожаром. Среди погорельцев был стрелец Даниил Онучин. Его дочери было во сне явление Богородицы, которая повелела девочке достать на пепелище икону Божией Матери, зарытую при мусульманском господстве тайными приверженцами православия.
Икону действительно нашли, причем, по церковным летописям, явление ее сопровождалось «многими чудотворениями» (явление иконы Русская Православная Церковь празднует 21 июля). Спасенная икона, считается, наделена особой силой. Например, одна из ее копий XIX века, которая находится сейчас в приходе «Всех скорбящих радость», исцеляет от глазных болезней.
Именно Казанская икона всегда помогала русским в борьбе с иноземными захватчиками. Чудотворный образ той иконы находился в ополчении Минина и Пожарского в ходе освобождения Москвы от поляков. Кутузов молился Казанской иконе перед Бородинским сражением. С молебна именно перед этой иконой началась Сталинградская битва.
Свидетелем обретения образа и совершавшихся от него чудес был казанский священник, будущий Патриарх Московский и всея Руси священномученик Ермоген. В 1612 году, когда польские интервенты обманным путем овладели Москвой, Патриарх Ермоген активно призывал народ встать на защиту родины. Тогда в ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский, из Казани прислали чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Ополченцы наложили на себя трехдневный пост и обратились к Господу и Богородице с молитвой о помощи. Молитва была услышана — 4 ноября 1612 года русские войска освободили Москву от польских интервентов. Эта победа положила конец периоду Смутного времени в истории Российского государства — интервенциям, духовно-нравственному кризису, череде национальных предательств и гражданских конфликтов. В память об окончании Смутного времени на Красной площади в 1612 году был основан Казанский собор. В 30-е годы XX века он был разрушен, а ныне восстановлен. Почти 300 лет до революции этот праздник отмечался на Руси как общенародный.
На Руси праздник Казанской Божией Матери считался важной датой в крестьянском календаре. Это был своего рода рубежный день, вслед за которым почти сразу наступала настоящая зима. С этим днем связано много народных поговорок: «Коли на Казанскую небо заплачет, то следом и зима придет»; «С Казанской тепло морозу не указ».
Кроме того, в этот день в России любили играть свадьбы, так как считалось, что тот, кто женится на Казанскую, будет счастлив в браке.
День народного единства — российский государственный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года.
4 ноября в России отмечается День народного единства, посвященный событиям, произошедшим четыре века назад
Праздник День народного единства уходит корнями в далекий 1612 год. 4 ноября по новому стилю ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского выдворило из российской столицы польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России, которое длилось с 1584 года.
Началось оно после смерти царя Ивана IV Грозного. На престол взошел его наследник Федор Иоаннович, который был далек от государственных дел. В 1598 году он умер, а так как наследников не имел, царская династия Рюриковичей оборвалась. После этого последовало около 15 лет глубокого национального кризиса.
Смута была временем появления самозванцев, правления бояр, страшного голода и войны с поляками. Россию лихорадило от повсеместных грабежей, разбоев, воровства, повального пьянства. Единое русское государство распалось. В 1610 году русские бояре во главе с князем Федором Мстиславским пустили в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
Первое народное ополчение по освобождению столицы от поляков возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но это антипольское восстание потерпело поражение. В сентябре 1611 года нижегородский земский староста Кузьма Минин призвал народ создать народное ополчение. Начался всенародный сбор денег для осуществления задуманного. На пост главного воеводы был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства. В этом же году на русском престоле воцарился первый из династии Романовых – Михаил Федорович.
Позже царь Алексей Михайлович в честь этого великого события установил праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Свежие комментарии